Выбор способа транспортировки нефтяных грузов.
В настоящее время доставлять нефтепродукты потребителям можно несколькими способами, в зависимости от вида транспорта, который может быть трубопроводным, водным и железнодорожным. Полезные ископаемые, находящиеся в газообразном состоянии, например такие, как природный газ, транспортировать к местам потребления можно только по трубопроводу.
При этом если возникает необходимость его доставки между континентами, то используется специальные танкеры-метановозы, которые перевозят только его.
Любой вид транспорта обладает своей спецификой.
Водный транспорт дает возможность перевозить груз в любых количествах в специальных наливных судах (танкерах или барже) или в мелкой таре. Очень часто бывает, что речной транспорт при сравнении с другими оказывается самым протяженным, что в некоторых ситуация приводит к росту затрат на перевозку.
Кроме того, данный вид транспорта носит сезонный характер. В связи с этим в местах налива и разгрузки судов необходимо возводить дополнительные резервуары для хранения нефтегруза на межнавигационный период или же в это время выбрать другой способ доставки, например по железной дороге.
На железнодорожном транспорте можно осуществлять доставку любых типов нефтяных грузов, а также сжиженный газ, которые перевозят в цистернах, легкой таре или бункерах. Однако у такого способа есть один недостаток – при больших грузооборотах использование такого вида транспорта экономически нецелесообразно.
По железной дороге лучше перевозить небольшие объемы нефтепродуктов, например битум или различные масла и т.д. Несмотря на то, что такой способ транспортировки не является непрерывным, он все же характеризуется меньшим показателем неравномерности работы, так как перевозки осуществляются круглогодично.
Если требуется доставлять большие объемы нефти, газа и нефтепродуктов в одном направлении, то использует трубопроводы.
В сравнении с другими способами транспортировки они имеют ряд преимуществ:
— простота обеспечения автоматизации процесса, при использовании автоматической трубопроводной арматуры;
— самая короткая трасса доставки, при этом трубопроводная система может быть проложена между любыми пунктами, как бы далеко они друг от друга не находились;
— непрерывность такого транспорта дает возможность выстроить ритмичную работу поставщиков, а также обеспечить постоянное снабжение потребителей. В результате чего нет потребности в обустройстве на концах трассы мест для хранения запасов транспортируемого груза;
— минимальные потери доставляемого сырья в сравнении с другими видами транспорта.
К недостаткам можно отнести невозможность передачи груза в обратном направлении, что называется «жесткостью» трассы, и большой расход металла.
Помимо перечисленных трех способов транспортировки, определенную роль играет и автомобильный транспорт. В основном он используется, когда необходимо доставить груз (в том числе и сжиженный газ) от крупных нефтяных баз к более мелким и далее к конечным потребителям. Доставка осуществляется в мелкой таре или автоцистернах.
В связи с увеличением количества промыслов и ростом объема потребления газа и нефтепродуктов, перед проектировщиками возникает вопрос выбора наиболее подходящего вида транспорта. Сейчас имеется огромное число показателей, на основе которых производят сравнения различных способов доставки, например, ритмичность вида транспорта, металловложения или экономичность.
Определение наиболее выгодного способа транспортировки в каждой конкретной ситуации основывается на методе технико-экономического сравнения вариантов. Выбор осуществляется на сравнении двух показателей: эксплуатационные расходы и капитальные затраты.
Если по итогам сравнения у одного из видов транспорта оба эти показателя окажутся меньше, чем у другого, то данный способ доставки будет предпочтительным. Однако бывают ситуации, когда необходимо рассчитать коэффициент эффективности, который показывает, как снижаются эксплуатационные расходы в ряде случаев.
Добавить комментарий